Дети группы риска «Эти неудобные дети»

Сегодня широко известно понятие «дети группы риска», однако, существует разные определения этого понятия.

Слово риск, как правило, воспринимается негативно. Это вероятность события, которое может произойти, может не произойти. Если мы говорим о детях группы риска, то подразумеваем наличие нежелательных черт, которые могут проявиться, а могут и не проявиться.

Риск относится как к членам общества, так как поведение данной категории детей может представлять определенную опасность для общества, так и к самим детям – риск потери жизни, здоровья, благоприятных условий развития.

Выделяют три основные группы факторов риска, которые создают вероятную опасность для ребенка:

- медицинский фактор, к нему относятся дети с ограниченными возможностями (слепота, глухота, умственная отсталость, ДЦП;

- к психологическому фактору относятся дети с психологическими проблемами в развитии интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сферах;

- дети из неблагополучных семей, дети-сироты, педагогически запущенные дети - социальный фактор.

Часто психологи и педагоги, работающие с детьми, сталкиваются со случаями осложнений психического развития, большая часть которых является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания. Психологи выделяют следующие наиболее часто встречающиеся трудности в поведении и развитии детей дошкольного и школьного возраста: нарушения поведения (гипер- и гипоактивность, различные формы девиантного поведения), отставание в развитии (педагогическая запущенность, ЗПР), особенности психофизиологического развития (леворукость), эмоциональные нарушения (агрессивность, тревожность, демонстративность, замкнутость). И.В. Дубровина считает, что осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: ошибками воспитания (педагогический фактор) и минимальными поражениями нервной системы (медико-биологический фактор). Зачастую оба этих фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют, а иногда и вовсе не знают, те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются исправить его различными неадекватными воспитательными воздействиями.

Довольно часто дети, имеющие риск в поведении, обучении, отношениях, называются трудными. С точки зрения педагогов они неудобные, неуправляемые, агрессивные, не понимают учителей и сверстников. Трудный ребенок чаще, чем другие, испытывает разного рода неудачи, которые раздражают или пугают родителей и педагогов, в результате за ним закрепляется «ярлык» неудачника, который становится установкой и для самого ребенка. Риск – ожидаемое неблагополучие при неуспехе деятельности – приводит к осложнениям, препятствует как школьной, так и социальной адаптации ребенка.

Каждую проблему и пути решения мы будем рассматривать в данном разделе.

Три основные ошибки, которые допускают взрослые в отношении к проблемам ребенка

Бурные дискуссии о закономерностях психического развития велись веками и продолжаются до сих пор.
дальше
Гнев, агрессия, агрессивность

Гнев – это базовая эмоция,которую мы можем наблюдать уже у младенцев. Гнев – составная часть многих конфликтов, как среди детей, так и между взрослыми.
дальше