Как выбрать хорошего педагога или воспитателя для ребенка?

Как выбрать хорошего педагога  или воспитателя для ребенка?

У многихродителей, которые стоят перед выбором педагогов возникает закономерный вопрос: «Как выбрать хорошего учителя для своего малыша?». Конечно, нужно обратить внимание на его опыт, репутацию, знания и образование, а так же основным фактором при выборе педагога должны быть способы взаимодействия с детьми во время обучающего процесса и внеурочной деятельности. Весь грамотный процесс  обучения и воспитания должен строиться строго  на определенных педагогических принципах.

Что такое принципы воспитательного процесса?

Принципы воспитательного процесса — это основополагающие, исходные положения, в которых определяются педагогические требования к организации, содержанию, методам и формам воспитательной системы. Воспитатель или педагог всегда руководствуется как общепедагогическими, так и специальными принципами воспитания, отражающими специфику воспитательного процесса той или иной категории детей.

Принципы воспитания требуют полной реализации в практической деятельности в условиях комплексности воспитательного процесса, предполагающего их одновременное применение. Принципы воспитания равнозначны и способствуют единству всех компонентов воспитательной системы. Но они не могут заменить специальных знаний, умений, опыта воспитателя.

Принципы, на которых выстраивается воспитательный процесс, не могут оставаться неизменными, они изменяются, совершенствуются в связи с социальными и экономическими изменениями в обществе. Изменение общественных отношений всегда связано с изменением парадигмы воспитания, соответствующей поставленным целям, новым основополагающим идеям и принципам. Поэтому любой увлеченный своей деятельностью педагог, который стремится выполнять свою работу качественно в условиях смены общественной системы, изменения ценностных ориентиров уделяет большое внимание разработке, совершенствованию принципов воспитания детей. При этом им всегда учитываются и известные специфические требования к воспитательному процессу, обоснованные особенностями развития детей определенной категории (норма или отклонения в развитии) и предшествующим педагогическим опытом воспитания.

В чем состоит сущность воспитательного процесса в настоящее время?

Сущность воспитательного процесса на основе современных принципов воспитания состоит не только в усвоении школьниками сведений о жизни общества, его истории, культуре, нравственных отношениях и другое, но и в формировании творческих способов освоения действительности, основывающихся на общечеловеческих ценностях.

Задача педагога или воспитателя — сформировать такие способы познания окружающей действительности, разных пластов культуры общества, культуры социального поведения и других сфер, которые воспитывают творческие и духовно-нравственные черты личности.

Суть воспитательной системы в комплексности процесса воспитания и раскрывается через:

1.     Единство принципов и целей, через совокупность основополагающих идей, организацию совместной деятельности воспитанников;
2.     Сотрудничество воспитателей, воспитанников и родителей;
3.     Единство содержания воспитательного процесса, применяемых методов и форм воспитывающей деятельности.

Управление и контроль за реализацией поставленных задач строятся на информации, которую получает педагог от воспитанников с учетом особенностей их деятельности и взаимоотношений с окружающими.

Общие и специальные принципы обучения и воспитания

Новое понимание сущности воспитательного процесса в общей и специальной педагогике выдвигает новые идеи, принципы гуманистического воспи­тания. Принципы воспитательного процесса являются руководящими положе­ниями для становления и развития воспитательной системы.

Известные педагоги в своих работах указывали на необходимость активного познания окружающей действительности, получения впечатлений и знаний на основе наблюдения жизни, быта, усвоения нравственной культуры ближайшего окружения ребенка и его самостоятельной практической деятельности.

В основе современных требований к воспитательному процессу лежат из­вестные принципы, обоснованные педагогами прошлого (А. Дистервег, И. Пе­сталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.), получившие раз­витие в последующем отечественном сурдопедагогическом опыте и исследо­ваниях ученых.

В современной педагогике основополагающими идеями являются общепедагогические принципы гуманистического воспитания:

1.     Принцип приро­досообразности реализуется в индивидуально-личностной ориентации содер­жания воспитания;
2.     Культуросообразность воспитания предполагает приобще­ние учащихся к разным направлениям культуры, к традициям своего народа с учетом целостности воспитательного процесса;
3.     Гуманизация воспитания и цен­ностно-смысловое равенство, сотрудничество воспитателя и ребенка;
4.     Откры­тость, демократизация воспитательной системы;
5.     Единство воспитательных воз­действий школы, внешкольных организаций;
6.     Широкое участие родителей, общественности в воспитательной работе.
Общепедагогические принципы ориентируют учителей на воспитание активной творческой личности.

В дополнение к общепедагогическим принципам применяются принципы, которые были разра­ботаны в трудах отечественных ученых. Они освящены в работах  Л.С. Выготского, А.И. Дьячковой, С.А. Зыковой, М.И. Никитиной, Ф.Ф. Рау и др.:

1. Принцип развивающего воспитания, учета потенциальных возможнос­тей ребенка, здоровых сил организма, веры в перспективы развития каждого школьника и его социализацию.

2. Деятельностный подход в воспитании. Личность как субъект воспита­ния формируется в разных формах организованной коллективной деятельнос­ти при творческом отношении ребенка к действительности.

3. Коррекционная направленность воспитательного процесса предполага­ет преодоление нарушений в развитии ребенка во внеурочной деятельности.

4. Дифференцированный, индивидуальный подход с учетом возрастных, личностных особенностей школьников, структуры первичного недостатка и вторичных отклонений в развитии.

5. Принцип открытости воспитательной системы и интеграции школьника с нарушением слуха для адаптации в обществе, расширения его социальных связей.

Принцип развивающего воспитания

Принцип учета потенциальных возможностей развития ребенка в процессе воспитания имеет направленность на развитие всех детей при ознакомлении с окружающим миром и взаимоотношениями с детьми и взрос­лыми. Принцип основывается на гуманистических взглядах о возможности развития и воспитания каждого ребенка независимо от его возможностей. Воспитательный процесс осуществляется с учетом здоровья ребенка, на основе веры в возможности освоения им социальных и жизненных навыков, обеспечивающих его адаптацию в окружающем мире.

Принцип деятельностного подхода в воспитании

Общеизвестна определяющая роль деятельности в становлении личности. Организованная интересная воспитывающая деятельность школьников во вне­урочное время является средством воспитания и развития. Использование коллективной деятельности на занятиях предполагает разви­тие всех ее компонентов: интерес и мотивация, цель, планирование, средства достижения результата, контроль.

Воспитанник как субъект деятельности учится самостоятельности, активности, усваивает коммуникативную, нравственную и трудовую культуру, социальное поведение.

Коррекционная направленностьвоспитательного процесса (для детей с ограниченными возможностями здоровья)

Принцип предполагает развитие сохранных анализаторов и функций организма ребенка для коррекции и компенсации имеющихся нарушений. Нарушен­ная функция слухового органа развивается с использованием звукоусиливаю­щего аппарата во внеурочное время.

Интенсивное развитие мышления, речи, речевого общения, нравственной и трудовой культуры воспитанников осуществляется как в ходе всех внеклассных занятий, так и в жизненной, досуговой деятельности.
Формирование рече­вого поведения и общения, использование и развитие остаточного слуха имеет решающее значение в коррекционно-развивающей работе на уроке и в процес­се воспитания ребенка во внеурочное время.

Дифференцированный подход к обучению (для детей с ограниченными возможностями здоровья)

Для детей с нарушениями в развитии существует множество типов школ, которые организуют процесс обучения и воспитания в зависимости от того дефекта с которым приходит к ним ребенок.
Внутри школ обязательно существует дифференциация по вариативным программам образования для детей, имеющих разную структуру нарушений и уровень развития.

Индивидуальный подход

В организации и реализации внеурочной воспитывающей деятельности дифференциация и индивидуальный подход являются одним из принципов воспитания.  Поэтому, даже на занятиях педагог должен уметь найти общий язык с каждым ребенком.

Цель воспитательной системы — подготовить воспитанника к самостоятельной жизни в обществе, к трудовой деятельности. Социализация каждого школьника в условиях индивидуального подхода осуществляется с учетом особенностей его развития и воспитания.

Воспитатель должен учитывать все индивидуальные особенности ребенка: уровень развития речи, речевого общения, мыслительных операций, особенности высшей нервной деятельности, характера, темперамента, работоспособности, сформированность культуры поведения, нравственных знаний и практическое их применение. Учитываются также познавательная активность и интересы, отношение к деятельности, уровень эмоционально-волевого развития и др.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода требует как учета индивидуальных особенностей учащихся, так и учета степени трудности заданий, упражнений, содержания воспитывающей деятельности и разных методов воспитания. Принцип дифференциации направлен на достижение оптимального уровня социализации школьника при применении эффективной технологии воспитания.

Принцип открытости воспитательной системы и интеграции школьников для адаптации в обществе

Воспитательная система школы должна быть открыта для общества, родителей, так как развивается на основе гуманистических и демократических идей, которые изменили организацию и содержание воспитательного процесса.

Принцип предполагает расширение контактов учащихся с окружающим миром для развития опыта социальных отношений и интеграции в обществе слышащих.
Принцип интеграции школьников во внеурочное время предусматривает посещение музеев, театров, центров детского и юношеского творчества, участие в городских школьных конкурсах для обогащения опыта социальных отношений.

Таким образом, если вы видите педагога, который является грамотным специалистом, умеет найти подход к каждому ребенку, руководствуется в своей работе вышеизложенными принципами, то можно идти смело к такому специалисту. Если все же в вашей практике не сложились отношения с учителем или воспитателем, то вы можете обратиться за консультацией к специалистам на нашем сайте, которые помогут разобраться в сложившейся ситуации.
 

Дата публикации: 06.07.2014 16:59

Просмотров: 4388

Рейтинг: 1, Голосов: 2
RE: Как выбрать хорошего педагога или воспитателя для ребенка?

Недавно выбирали водонагреватель в квартиру. Нашли сайт Термокуб. РФ http://shop-thermo.ru/. Это интернет- магазин отопительного и климатического оборудования. Занимаются отоплением, водоснабжением, кондиционированием. Качество продукции очень порадовало, всем остались довольны, так что можем смело рекомендовать этот сайт всем остальным))

22 сентября 12:39 | Ответить

Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии