Коммуникативная деятельность человека: понятие, взгляды психологов, виды и ее составляющие. Средства и онтогенез

Коммуникативная деятельность человека: понятие, взгляды психологов, виды и ее составляющие.  Средства и онтогенез

Последнее время пристальное внимание исследователей из различных областей научного знанияпривлекаетпсихологический процесс – общение.  Его природа, механизмы становления, законы функционирования, его изменение в соответствии с возрастом человека -  все это оказывается сложным механизмом, которым человек овладевает в совершенстве.  С самого раннего возраста, ребенок хочет быть понятым и услышанным, для того, чтобы помочь родителям сделать это, мы предлагаем ознакомиться с данной статьей.

Что такое коммуникативная деятельность или общение?

М.И. Лисина в своих трудах дает наиболее полное и обстоятельное определение, которое отражает всю психологическую сущность данного процесса: «общение как взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата».

Интерпретация речевой «коммуникативной деятельности», как психологического процесса отечественными учеными

В Российской науке общение рассматривается как деятельность, в связи с этим понятие «коммуникативная деятельность» и общение будут равнозначными понятиями.

Существует несколько различных теорий деятельности. Наиболее известные из них концепции Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Взяв за основу концепцию деятельности, разработанную. А.Н. Леонтьевым, и развитую А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным, можно выделить следующие основные структурные компоненты коммуникативной деятельности: предмет общения, коммуникативную потребность и мотивы, единицу общения, его средства и продукты.

Согласно концепции А.А. Леонтьева, речевая коммуникация – это такая форма общения, где общие психологические закономерности процессов общения выступают в наиболее характерном, наиболее обнаженном и наиболее доступном исследованию виде. При этом речевая деятельность рассматривается как специализированное употребление  речи для общения, частный случай коммуникативной деятельности.

Коммуникация основывается на существовании коммуникативных актов, участие в которых принимают коммуниканты. Они порождают и интерпретируют речевые высказывания. Согласно Н.И. Жинкину начальный и конечный этапы коммуникативной деятельности восходят к механизмам внутренней речи, ее глубинным структурам, которые реализуются на уровне универсально-предметного кода мышления человека.

Что такое «невербальная коммуникация»?

Основу коммуникации или общения при непосредственном взаимодействии людей составляют, так же невербальные компоненты: мимика, жесты, позы.

Невербальный вид коммуникации является важнейшим компонентом правильного взаимопонимания людей.

Традиционно, в психологии,  речь принято отождествлять со словом, то есть с его знаково-символической функцией речи. Между тем невербальное взаимодействие несет важнейшую и весьма значительную информацию о говорящем или воспринимающем информацию человеке. При помощи мимики и пантомимики можно узнать об отношении к собеседнику, теме разговора, настроении собеседника.  Таким образом, можно сделать вывод о том, что невербальная коммуникация реализуется в процессе речевого общения совместно с вербальной.

Понятие невербальной коммуникации выходит далеко за рамки понятия речевого общения, поскольку имеет самостоятельное значение и реализуется во многих других (неречевых) системах и каналах передачи информации, например в сфере полисенсорного взаимодействия человека с внешним миром, в разного рода неречевых биотехнологических информационных системах коммуникации и связи, в различных видах сценического и изобразительного искусства и др.

Понятие невербальной коммуникации имеет эквивалент, который обозначается термином экстралингвистическая или паралингвистическая коммуникация. Ее можно определить как сложную систему неязыковых форм и средств передачи конкретной информации.

Невербальная коммуникация имеет огромное значение в таких областях психологической науки, как теория общения, восприятие и понимание человека человеком, психология личности, психология речи (И.Н. Горелов, Г.В. Колшанский, В.П. Морозов). Примером важнейшей психологической роли невербальной коммуникации в процессе речевого общения служит тот факт, что невербальная информация может не только значительно усилить семантическое значение слова, но и существенно его ослабить, вплоть до полного отрицания.

Этапы реализации коммуникативной деятельности

Речевая коммуникация, в русле идей Л.С. Выготского рассматривается следующим образом: порождение речи, является сложноорганизованным устройством, которое  включает в себя следующие этапы:

  1. Мотив (порождение мысли).
  2. Мысль (оформление мысли).
  3. Внутренняя речь (перевод мысли во внутреннее слово).
  4. Семантический план (восприятие и передача информации в значение внешних слоев).
  5. Внешний, физический план (воплощение мысли в словах, переход к словесному синтаксису от синтаксиса значений. Внешняя речь).
В работах А.А. Леонтьева хорошо отражена дальнейшая детализация порождения речевого высказывания. Согласно его теории, фазовая структура коммуникативного акта, включает в себя некую систему мотивов или внеречевых актов, которые образуют мотивационно-речевое действие. На первом этапе реализуется первичная ориентировка в возникшей ситуации. После этого следует стадия формирования коммуникативной интенции. В этот момент, говорящий в своей голове уже имеет образ результата, но еще не имеет конкретного и пошагового плана действия. Здесь же, происходит вторичная ориентировка в условиях поставленной задачи, благодаря четкому выделению коммуникативной задачи.

Более ответственным и сложным этапом коммуникативной деятельности является этап создания внутренней программы речевого действия. Здесь речевая интенция воспринимается и передается кодом личностных смыслов, которые закреплены в определенных  кодовых единицах (субъективных). Процесс восприятия и передачи речевой интенции кодом личностных смыслов является программированием.  

А.А. Леонтьев следующим звеном коммуникативного акта выделяет реализацию внутренней программы, которая предполагает 2 независимых друг от друга процесса: семантическую и грамматическую реализацию. Которые по Л.С. Выготскому включают в себя  процесс акустико-артикуляционной реализации программы опосредования мысли во внешнем слове.

Завершающая фаза коммуникативного процесса человека включает в себя этап звуковой реализации высказывания.

Механизм порождения речевого высказывания

Модель, представленная Т.В. Ахутиной, механизма порождения речевого высказывания, включает в себя 7 этапов, которые согласно строгой последовательности трансформируются один в другой: мотив – мысль – смысловая (внутриречевая) программа высказывания – семантическая структура предложения или малая программа – поморфемное представление предложения – моторная послоговая программа синтагмы – артикуляция.
На уровне мысли у человека оформляется определенное смысловое синтаксирование. Далее осуществляется выбор слов по нужному значению. Все это происходит «под контролем схем построения текста и позволяет реализовать намерение говорящего, учет слушающего и контекст высказывания».

После чего, на уровне внутренней речи в результате означивания только для себя определенной информации у человека  формируются логико-грамматические падежи.  Все это осуществляется благодаря контролю схем семантического синтаксиса, который обеспечивает «объективацию» отношений компонентов возникшей ситуации.
После чего приходит время для развертывания семантической структуры предложения при помощи нормативной грамматики. Не заметно для человека во внутреннем плне происходит выбор слов по звучанию. Формируется четкая «послоговая матрица» и осуществляется выбор нужных и правильных артикулем.

И.А. Зимняя,  в своих трудах в модели порождения речи выделяет три основных уровня: побуждающий, формирующий и реализующий.

1-й уровень – возникновение мотивации, 2-й уровень – формирование конкретной мысли посредством языка. В нем четко различаются одновременно происходящие две фазы: формирующая и смыслообразующая. 3-й уровень – лексическое наполнение грамматической схемы.

Т.Н. Ушакова, совместно с сотрудниками лаборатории речи и психолингвистики института психологии РАН, говорит о том, что  коммуникативная модель каждого человека представлена последовательно сменяющими фазами:

  1. процессом восприятия речи;
  2. иерархически организованным внутриречевым веном (реализация смысловой и грамматической программ высказывания);
  3. исполнительным, реализующим механизмом (включение артикуляции, фонации и речевой просодики).
Данная модель, наиболее полно и глубоко раскрывает всю структуру и содержание процесса коммуникации, так же она широко используется в психологии и психолингвистике.

Составляющие звенья речевого механизма человека

В механизме устной речи у каждого участника коммуникативного процесса выделяются 3 разные части, их называют звеньями или блоками речевого механизма:

  1. Звено восприятия речи;
  2. Звено произнесения устной речи;
  3. Центральное или внутреннеречевое звено.
Два первых звена тесно связаны с внешним миром, они переводят речь в реально существующий речевой продукт или принимают этот продукт. Они являются достаточно вариативными и взаимозаменяемми.

В своей структуре первый компонент имеет некоторые варианты: передача информации может осуществляться с помощью определенных звуков или в виде письменной речи, жестовой речи, а так же путем прикосновения. Первое звено варьирует в очном соответствии с блоком производства речи.

Продолжая тщательное исследование внутренней психологической структуры коммуникативного акта, результаты которого нашли отражение в последних публикациях автора. Т.Н. Ушакова предлагает обобщающую схему речемыслительного процесса.

Приведенная модель речевого механизма рассчитана на взаимодействие между друг другом не менее чем двух лиц. В ее структуре четко выделяются звенья речепорождающего устройства: блок восприятия речи, ее произнесения и центральное, смыслообразующее звено.

Данные структуры далеко не равнозначны. Блок или звено восприятия, а так же блок произнесения можно рассматривать как служебные,  они выполняют задачу доставки конкретной информации определенному субъекту и выведения этой информации от субъекта вовне. В центральном звене речевого механизма осуществляются основные смыслообразующие функции и хранение языкового опыта.

Перечисленные блоки производят различные кодовые операции. Таким образом, что в процессе устной речи, звено восприятия перерабатывает поступающие из внешнего мира акустические сигналы. Оно переводит их во внутренний мозговой код, который будет специфичным для материала мозга. Далее, акустические сигналы реорганизуются в нервные паттерны. После чего они распознаются и дифференцируются.

В центральном звене порождения речевого механизма происходит внутренняя обработка информации. Она основана на использовании  конкретного внутреннего мозгового кода, его природа может быть различной. Так как в звене произнесения реализуется перевод внутренних кодовых форм в определенные сигналы, которые будут являться командами для артикуляторных органов. Параметры этих сигналов всегда строго регламентированы, они определяются некоторыми закономерностями функционирования артикуляторного аппарата, который производит конкретный продукт: звучание (соответствующее нормам языка, на котором происходит общение).

Т.Н. Ушакова в центральном звене речевого механизма, выделяет несколько функционально различных уровней:

Нижний (1-й) уровень состоит их элементов, которые фиксируют воздействие конкретного слова. Эти элементы являются почвой для временных связей между звучанием слова и сенсорным образом. Эти образования носят название «базовых», так как речь человеком воспринимается через внешнюю форму слов - звучание, написание, а грамматика и смысл определяются уже вторично. В момент произнесения определенных слов их паттерны передаются в соответствующий блок.

Базовый уровень слов, обозначенный так Т.Н. Ушаковой, дополняется характеристикой его подуровня, который образуется некоторыми элементами слов, которые возникают в ходе их деления (морфемный подуровень). В русском языке морфы или буквы являются важнейшим структурным элементом, который образует основание грамматических операций. Морфемный подуровень в нашем родном языке существует в разнообразных речевых проявлениях,  примером его может служить детское словотворчество.

Следующий уровень центрального звена внутренней речи, составляет четкая система межсловесных связей. Она же носит название «вербальной» сети. При помощи нервных связей, в ней объединяются базовые элементы. Это в свою очередь отражает полную картину речеупотребления. Данной сетью связываются все слова используемого человеком языка. Которые образуют сплошную материю. В ней различные по фонетике и семантике слова находятся в различной степени близости и удаленности друг от друга.  Особенностями функционирования данной сети толкуется большенство лингвистических и психологических феноменов. Примером могут служить, смысловые замены, «семантические поля», возможность понимания семантики многозначных слов, явления синонимии и антонимии, характер словесных ассоциаций.

Третий уровень внутриречевой иерархии – это грамматические структуры. Данные структуры осуществляют грамматическую классификацию определенного материала, который заложен в предшествующих уровнях.  Данная классификация имеет сложный характер: грамматические правила (абсолютно все), используемые с раннего детства каждым человеком, базируются на ее основе. Динамические процессы этого уровня обеспечивают порождение грамматически правильных оформленных предложений.

Верхний уровень внутреннеречевой иерархии – является порождение целых текстов, а не отдельных предложений.

Особенности коммуникативной деятельности детей

Одним из основных условий развития ребенка, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей,  важнейшим фактором формирования личности является общение.

Согласно концепции Л.С. Выготского, все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, то есть такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно они становятся внутренними, превращаются из интерпсихических в интрапсихические. Отечественная психология рассматривает развитие ребенка как процесс присвоения им общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Коммуникация –  это главнейший фактор общего психического развития детей, играющий решающую роль в обогащении содержания и структуры детского сознания, определяющий опосредованное строение специфически человеческих процессов.

Роль общения в психическом развитии ребенка

На роль общения в психическом развитии ребенка неоднократно ссылались Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.Г. Рузская, Р.А. Смирнова, Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Д.Б. Эльконин и др. Процесс общения ускоряет ход развития детей. Влияние коммуникации в форме ее положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка – от процессов восприятия до становления личности и самосознания (Х.Т. Бедельбаева, Д.Б. Годовикова, М.Г. Елагина, С.В. Корницкая, С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова и др.) Общение со взрослым обогащает опыт ребенка, при этом взрослый одновременно является для него непосредственным примером и образцом. Овладение уникальной человеческой способностью – речевым общением происходит только благодаря теплому эмоциональному контакту и совместной деятельности со взрослым.

Коммуникативная потребность ребенка

Как и всякая другая деятельность человека, деятельность общения характеризуется рядом существенных параметров, и, прежде всего определенной структурной организацией. В своей основе этой сложной структуры особое место принадлежит коммуникативной потребности. Она  представляет собой источник и предпосылку ее возникновения. Коммуникативная потребность – это стремление человека к познанию и определенной оценке других людей, а через них и с помощью них – к самопознанию и к самооценке.

Мотивационно-побуждающая фаза процесса общения ребенка и характер его становления тесно связаны и взаимообусловленны потребностями и мотивом, которые возникают в недрах коммуникативной деятельности.
Мотивом общения для любого человека, является партнер. При этом он должен иметь определенные качества, ради которых ребенок будет инициативно обращаться к нему или поддерживать коммуникативную деятельность. Поэтому у ребенка мотив общения всегда совпадает с объектом.

В мотивах общения у ребенка опредмечиваются его потребности, которые заставляют его искать помощи взрослого человека. А потребность в новых впечатлениях у малышей порождает познавательные мотивы общения.  Потребность же в активном функционировании –  порождает деловые мотивы общения.  Потребность в признании и поддержке малыша –  вызывает возникновение личностных мотивов общения.

На разных этапах детства один из множества мотивов общения выдвигается на первый план. Смена одного ведущего мотива другим определяется изменением ведущей деятельности ребенка, а так же положением общения в системе общей жизнедеятельности детей.

Средства ребенка для реализации коммуникативной деятельности

Рассмотрим, какими средствами пользуется ребенок, реализуя в процессе коммуникации обозначенные мотивы. Согласно теории А.А. Леонтьева, средства общения равнозначны операциям, с помощью которых каждый участник коммуникации строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются три основные категории средств общения, выделенные М.И. Лисиной:

  1. Экспрессивно-мимические, к которым относится улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела;
  2. Выразительные вокализации;
  3. Предметно-действенные: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения (приближение, удаление, протягивание взрослому различных вещей, притягивание и отталкивание взрослого, позы, выражающие протест или, наоборот, стремление прижаться к нему);
  4. Речевые: высказывания, вопросы, ответы, реплики.
Три категории средств общения, перечисленные нами в том порядке, в котором они появляются в онтогенезе, составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве.

Онтогенез категорий средств общения

Экспрессивно-мимические средства общения возникают в онтогенезе первыми (на 2-м месяце жизни ребенка). Их своеобразие состоит в том, что они одновременно служат и проявлением эмоциональных состояний ребенка, и активными жестами, адресованными окружающим людям. Несмотря на индивидуализированность, выражение эмоций у ребенка становится знаком, понятным другим людям, благодаря усвоению детьми соответствующих эталонов, принятых в данном обществе.

Предметно-действенные средства общения возникают в онтогенезе позднее. Они тоже имеют знаковую функцию, без которой невозможно взаимопонимание между разными людьми. Данные средства отличаются высокой степенью произвольности и позволяют детям достаточно точно и быстро добиться от взрослого желаемого взаимодействия.

Речевые средства общения появляются в онтогенезе позднее всего, после того как экспрессивно-мимические и предметно-действенные средства общения уже достигли высокого развития и значительной сложности. Но тем не менее использование речи для целей коммуникации имеет принципиальное значение.

Л.С. Выготский в своих трудах указывал на тот факт, что общение не опосредованное речью или другой знаковой системой, возможно только самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах. Для того, чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, нет другого пути, кроме отнесения передаваемого содержания к известному классу, к известной группе явлений, а это непременно требует обобщения. Высшие, присущие человеку формы общения возможны, по мнению Л.С. Выготского, только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность.

Виды общения ребенка со взрослым

Психологические исследования Л.Н. Галигузовой, М.Г. Елагиной, М.И. Лисиной, С.Ю. Мещеряковой, А.Г. Рузской позволяют говорить о том, что к 2-м месяцам у ребенка складывается ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми, характеризующееся личностными мотивами.

В конце первого полугодия разворачивается ситуативно-деловое общение на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка. Содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом – стремлением к сотрудничеству, совместному действию со взрослым. Деловой мотив общения объединяется с потребностью в доброжелательном внимании взрослых.

Третьей по порядку развития становится форма внеситуативно-познавательного общения. На этот момент развития контакты детей со взрослыми связаны с познанием и активным анализом ими объектов и явлений физического мира. Основным средством общения в этотмомент становиться - речь, так как  слово позволяет детям преодолеть рамки частной ситуации.

Удовлетворение познавательных интересов детей приводит к расширению их кругозора об окружающем мире и вовлечению их в сферу людей – объектов и процессов социального мира.  Перестраивается и форма общения детей – на этом этапе она становится внеситуативно-личностной.

Внеситуативно-личностное общение протекает на фоне игры как ведущей деятельности, содержанием потребности в общении является желание получить взаимопонимание и сопереживание взрослого. Основными средствами общения служат речевые операции.

Связь речи и общения является двусторонней, поскольку именно возникновение речи делает возможным переход от ситуативных форм общения к внеситуативным. Но можно предположить, что новое содержание потребности, мотивов, задач внеситуативных форм общения предъявляет к речи, как к средству общения, особые требования и стимулируют ее дальнейшее развитие.

Таким образом можно сделать вывод, что целенаправленной формирование полноценного общения у ребенка со взрослыми и детьми является неотъемлемым составляющим развития полноценной и гармоничной личности. Если вы столкнулись, с какими либо проблемами в общении со своим ребенком или ваш малыш испытывает затруднения при общении с детьми, то наши консультанты помогут решить эту проблему.

Дата публикации: 16.06.2014 14:02

Просмотров: 29403

Рейтинг: 1, Голосов: 2

Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии