Особенности психического и физического развития близнецов во время беременности и после нее

Особенности психического и физического развития близнецов во время беременности и после нее

На протяжении длительного времени является своеобразие психического развития близнецов. Исследователи отмечают, что рассматривать данную проблему важно в русле изучения особенностей близнецовой ситуации, как решающего фактора  умственного и личностного развития близнецов.

По мнению В. Фридрих, близнецовая ситуация– это особенность развития близнецов, которая в результате взаимодействия наследственных факторов и окружающей среды оказывает влияние на формирование определенных свойств, присущих близнецовой паре.
 
Близнецовая ситуация развития является основной «психологической» причиной развития близнецов в период после рождения. Играя ведущую роль познавательном, эмоциональном, социальном и личностном развитии близнецов. Однако, подобные тесные узы могут иметь не только позитивные, но и ярко выраженные негативные последствия.
 
В.С. Мухина пишет, что особенности условий развития психики близнецов определяются помимо генетических, в первую очередь, следующими факторами:

  • пренатальным развитием близнецов;
  • отношением окружающих людей к близнецам;
  • отношением к ним их родителей;
  • отношениями близнецов друг с другом
К такому выводу приходят и многие зарубежные и отечественные ученые, занимающиеся проблемами психологии близнецовой пары.

Особенности развития близнецов в утробе матери

Наблюдения В.В. Семенова показывают, что во внутриутробном развитии близнецов часто отмечается отставание в пренатальном развитии. Так, примерно масса тела у малышей-близнецов до 34-й недели соответствует норме. После 34-й недели появляется некоторая разница, которая со временем только возрастает.
 
Врачи некоторое отставание близнецов в развитии от нормы объясняют тем, что происходит недостаточное снабжение их питательными веществами и кислородом, что обусловливает плацентарная недостаточность. Так же причиной отставания в физическом развитии может являться состояние матки.
 
Причиной отставания в массе тела, между самими близнецами, могут служить условия их внутриутробного развития, которые подчас являются не одинаковыми (все зависит от состояния плаценты).
 
По мнению И.В. Равич-Щербо, биологический риск снижение темпа развития при многоплодной беременности может возникнуть не только из-за самого факта близнецовости, а и из-за:

  • ограниченности движения матери, в силу того, что вынашивать двойню очень тяжело;
  • особенностей плацентарного обеспечения плода, а так же и из-за неблагоприятного эмоционального состояния матери, которое может возникать в силу сложившихся жизненных обстоятельств. Тревога и страх передается еще не родившимся детям, что формирует негативный фон развития.

Б.И. Кочубей отмечает, что близнецы, как монозиготные, так и дизиготные, гораздо чаще рождаются раньше положенного срока. Родившиеся на свет близнецы иногда значительно отличаются друг от друга по своему весу и размерам. Более слабыми являются близнецы меньшего размера. В последние месяцы беременности, во время родов или в первый год жизни у них самый большой риск гибели. Поэтому с момента зачатия и после рождения они требуют более пристального внимания к себе.
 
Различия в размерах (рост, вес) к концу первого года жизни сохраняются, но меньший из малышей постепенно начинает догонять большего. Его вес и рост входят в пределы нормальных показателей развития. А к семи годам различия вовсе сглаживаются.
 
У более крупного малыша, лучше развита координация движений и мелкая моторика рук. Отставание близнецов в физическом развитии от нормы часто встречается в первые месяцы жизни после рождения. Малыши начинают несколько позже сидеть, ползать, ходить в сравнении с малышами одноплодной беременности. Двойняшки обычно долго не разговаривают. Наблюдается отставание от графика прорезывания зубов. Но со временем отставание бесследно сглаживается, и все показатели остаются у них в пределах нормы.
 
Особенности развития близнецов в период новорожденности

В первые месяцы жизни малышей родителям приходится очень трудно, но при правильном подходе и равномерном распределении обязанностей между супругами по уходу за близнецами этот период легко преодолевается. 
 
В период одного-двух месяцев жизни малышей начинают проявляться самые первые проявления загадочной и тесной связи между малышами. Иногда, родителям может показаться, что ребенок обращает большее внимание на близнеца и больше нуждается в нем, чем в маме или отце.
 
Врачи указывают на то, что уже в 1,5 - 2 месяца внутриутробного развития близнецы начинают чувствовать присутствие друг друга и осознавать, что у них есть пара.
 
Родителям близнецов после их рождения важно принять меры, которые бы позволили создать такую же крепкую связь, которая возникает между матерью и одним ребенком. Поэтому, необходимо находить время для общения с каждым из малышей, один на один.
 
До шести месяцев у малышей налаживается тесный контакт с матерью. Близнецы становятся с ней единым целым и очень сильно нуждаются друг в друге. Взаимная привязанность возникает именно на этом этапе развития.
 
По голосам мать узнает детей, безошибочно отличает их друг от друга и они откликаются на ее обращение к ним. К сожалению, в этот период может сложиться такая ситуация, что мать больше привязывается к одному из малышей. Обычно это более послушный, спокойный или крепкий, более упитанный малыш. В то же время отец может более сильно привязываться к другому ребенку.
 
В возрасте шести месяцев малыш выбирает переходный объект и очень сильно привязывается к нему. Это может быть игрушка. Ее присутствие снимает тревожность, успокаивает малыша, когда рядом нет матери. Так же близнецы в качестве переходного используют друг друга. Находясь вместе, они успокаиваются.
 
К 10 месяцам после рождения близнецы уже ведут себя как два разных и дружных ребенка. Они могут начать обижать и утишать друг друга. В этот период дети даже могут попытаться выказать свою заботу и добрые чувства.
 
В 11 месяцев малыши начинают вести диалог на понятном только им языке. Сначала «говорит» один ребенок, а ему отвечает другой. Обычные дети начинают «вести диалог» гораздо позднее, по сравнению с близнецами.
 
Особенности развития близнецов первого года жизни
 
К 1 году отношение друг к другу близнецов может измениться. Некоторые, уделяют много времени для общения друг с другом. А другие пары близнецов, наоборот, не обращают внимания на своего близнеца и пытаются силой завладеть полностью вниманием и расположения родителей. Или, некоторые близнецы, начинают общаться только с чужими детьми.
 
К полутора годам близнецы уже осознанно переживают разлуку или воссоединение друг с другом, испытывая соответствующие эмоции. Малыши много времени проводят в совместных играх, часто копируют действия друг друга. Бывает так, что близнецы откликаются сразу на оба имени. А некоторые, совсем не откликаются на свое имя, особенно это свойственно в тех парах, где имена детей похожи по звучанию.
 
В исследованиях В. Фридрих отмечается, что особенности психологического развития близнецов определяются невероятной близостью взаимоотношений, складывающихся между ними. Часто даже родители воспринимают их как единое целое.
 
Е.Л. Григоренко пишет, что феномен близнецовости в дошкольном возрасте довольно часто ведет к трудностям осознания собственного «Я» («эффект пары»):

  • частые смешения местоимений «Мы» и «Я»;
  • трудности в узнавании себя в зеркале и на фотографии;
  • сложности в различении своего имени.

Проблемы с разграничением своей личности и личности своего близнеца не проходят бесследно, это приводит к недоразвитию некоторых черт личности у каждого. Данный феномен делает их зависимыми друг от друга, близнецы фактически не могут существовать друг без друга.
 
М.С. Егоров отмечает, что проблемы развития у близнецов обычно обнаруживаются быстрее, чем у одиночно рожденного ребенка, потому, что отставание одного из детей от своего близнеца рано обращает на себя внимание взрослых. Такая ранняя диагностика позволяет принять своевременные меры и назначить лечение.
 
Специфика психического развития близнецов
В саму специфику психического развития близнецов входит 2 основных фактора:
1) отношение окружающих, чаще всего родителей, к близнецам. Отношение окружающих людей выражается чаще всего в том, что они подчеркивают сходства близнецов, а малыши, при этом стремятся к индивидуализации;
2) отношение близнецов между собой. Непрерывное общение близнецов между собой способствует формированию их самосознания в специфическом русле. У детей чаще всего возникает взаимозависимость «лидер – ведомый».
 
Факт доминирования одного близнеца над другим наблюдается у всех близнецов. У монозиготных близнецов, чаще встречается чередующаяся доминантность, а у дизиготных близнецов она постоянна.
 
Приведем факторы доминирования одного близнеца над другим:

  • рост,
  • вес при рождении,
  • внутриутробное положение,
  • успеваемость и успешность.

Советы для родителей близнецов

Старайтесь в своем режиме находить время для разговоров с каждым малышом по отдельности. Это важно, если один из близнецов имеет склонность отвечать за обоих. Общение наедине с родителем дает хорошую возможность молчаливому ребенку научиться говорить самому за себя и выражать свои мысли правильно.

Отучайте малышей от плохой привычки перебивать собеседника в разговоре или привлекать внимание криком. В семьях близнецов конкуренция за внимание родителей временами обостряется, и иногда даже сами родители не успевают понять, что происходит в данный момент. Когда один малыш повышает голос, перебивает, навязчиво привлекает к себе внимание без важной причины, установите основные правила ведения разговора и последовательно контролируйте их выполнение в каждом диалоге малыша.

Читайте детям вслух сказки и книжки, разглядывайте картинки, побуждайте их к совместному придумыванию рассказов. Это интенсивно развивает интерес малышей к словам. А это приводит нарастанию их активного и пассивного словаря, совершенствованию навыков речевого общения.

Каждому близнецу давайте возможность самостоятельно без со-близнеца общаться с другими детьми (друзья во дворе, школе, соседи и т.д.). Этим вы поможете им развить навыки устной речи, а это в дальнейшем в свою очередь положительно повлияет на чтение и письмо. К началу обучения в школе у детей должно быть достаточно много возможностей для общения независимо друг от друга со своими друзьями. Это важно в случаях разнополой пары близнецов, где девочка обычно превосходит брата в психическом развитии, а так же социальных и речевых навыках.

Индивидуальность каждого ребенка следует учитывать в осуществлении воспитательного процесса. В каждом близнеце важно видеть уникальную и самостоятельную личность. Хотя, в жизни бывает очень трудно избежать сравнений. У каждого малыша свой темп развития и свои особенности. Старайтесь на своих малышей не «наклеивать» ярлыки и говорить об этом постоянно.

Дата публикации: 12.04.2014 10:43

Просмотров: 9959

Рейтинг: 1, Голосов: 2
RE: Особенности психического и физического развития близнецов во время беременности и после нее

Замечательный подарок – это подарок, сделанный своими руками) Большой выбор материалов для самостоятельного изготовления подарков - на Глав- Упак. ком http://glav-upack.com/ Флористические материалы, упаковка, игрушки – все то что может пригодиться) думаю, вы очень порадуете близкого человека, если сделаете самостоятельно подарок)

22 сентября 12:40 | Ответить

Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии